О том, как решается эта проблема, рассказал генеральный директор Агентства развития человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентин Тимаков
См.
Известно, что сейчас демографическая ситуация на Дальнем Востоке неблагоприятная. Да, в 2015 году в Приморье переехало в три с лишним раза больше соотечественников, чем рассчитывала Администрация Приморского края. Планировали принять 1200 человек, а всего прибыло 4 200. Но 70% приехавших составляют граждане Украины, ее юго-восточных районов, т.е.вынужденные переселенцы, беженцы.
Из интервью Тимакова.
Вопрос корреспондента: как сделать из Дальнего Востока магнит, который притянет к себе людей?
«Для этого нужно ответить на вопрос, почему люди уезжают…. Достоверных данных по причинам отъезда молодежи, к сожалению, пока нет, мы над методологией оценки работаем. Очевидно, однако, что первая причина — это образование. Хотя дальневосточное образование не хуже многих столичных, такого престижа и репутации у него нет».
Зададимся вопросом – кого мы считаем молодежью? Если это люди до 20 лет, то, скорее всего, да, основная причина их отъезда – получение образования. Но сейчас молодежью, молодыми специалистами считаются люди до 35 лет. Образование, если оно было им нужно, они уже получили. Они уезжают с Дальнего Востока не потому, что им нужен второй диплом. Самые активные и перспективные уезжают, потому что им нужно реализовать себя – как специалиста, им нужно поднять семью.
Местные жители легко выдают тайну - почему люди уезжают. Она называется – плохое качество жизни. Высокие цены, в т.ч. и на нашу же рыбу, тарифы ЖКХ, транспортные расходы. Вот, опубликовано в СМИ, что переезжать на Дальний Восток станет выгодно. Государство поможет.
Как правильно заметил глава АРЧК, силами только возглавляемого им агентства ситуацию не исправишь. «Да и не на все можно повлиять государству, климат не поменяешь. Но на тарифы государство влиять может, и работа по снижению энерготарифов для макрорегиона идет», отметил Валентин Тимаков.
Известно, что в Совете Федерации разрабатывается законопроект об особенностях социально-экономического развития Дальнего Востока. Одно из направлений законопроекта заключается в комплексном улучшении всей ситуации. Это обновление государственной программы по развитию Дальнего Востока и создание дальневосточных разделов в 27 госпрограммах.
-- «Хватит ли на Дальнем Востоке трудовых ресурсов для воплощения амбициозных планов?»- на этот вопрос отвечал и глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Он четко обозначил приоритеты: « На первом месте - местные кадры. Нанять человека на месте - это прямая экономическая выгода. Если существует запрос на такие специальности, которых в регионах нет, тогда привозить. В этом случае наш приоритет - граждане Российской Федерации. Далее - иностранные граждане, которые не будут испытывать проблем с адаптацией. Те, что знают русский язык, близки к нам по истории и культуре. И только если ни один из названных источников не сможет удовлетворить спрос на специалистов для какого-то отдельного предприятия, кадры можно будет привлекать с глобального рынка».
Очень важная проблема для макрорегиона – транспортное сообщение. По словам Александра Галушки, внимание министерства сосредоточено, в первую очередь, на развитии авиатранспорта: «Один из самых насущных вопросов - обеспечение доступности воздушных перевозок между Дальним Востоком и европейской частью страны, а также регионального авиасообщения на территории ДФО». И международные транспортные коридоры тоже нужны и перспективны. Но вот буквально на-днях рухнул мост на дороге, соединяющей два муниципальных образования в составе Свободного порта – Владивосток и Находку. Губернатор объяснил, что мост не выдержал чрезмерной нагрузки. Но при развитии Свободного порта, ТОРов движение станет гораздо более интенсивным, нагрузка на дороги будет только увеличиваться.
А Дальний Восток действительно может стать «краем, в котором хочется жить». И суровые условия – не помеха. Не стремятся же уехать жители Аляски, ее население только растет и живет неплохо. Хотя там тоже суровый климат, удаленность от основной части страны. И то же стратегическое значение и большие запасы полезных ископаемых.