рыбаки

Меньше барьеров – доступнее рыба

В минувшую пятницу, 27 ноября, в Южно-Сахалинске состоялся круглый стол, на котором обсуждался вопрос ценовой доступности рыбы для жителей областного центра. Говорили об административных барьерах, которые этой самой доступности явно не способствуют. В обсуждении приняли участие члены общественного совета при администрации Южно-Сахалинска, председательствовала инициативная горожанка С. Адрова. В качестве экспертов выступили президент ассоциации рыбопромышленников Анивского залива А. Кобелев, руководитель рыбоперерабатывающего предприятия «Янтарное» Н. Лысяк, другие представители рыбохозяйственного комплекса.
По словам С. Адровой, южносахалинцы очень заинтересованы в том, чтобы на прилавках магазинов рыба и морепродукты были представлены в широком ассортименте, хорошего качества и по доступной цене. Губернатор области О. Кожемяко, выступая 19 октября в Москве на заседании президиума госсовета, посвященном развитию рыбохозяйственного комплекса, поднял вопрос о необходимости максимально упростить, сделать более прозрачной систему контроля в сфере водно-биологических ресурсов, поступающих на внутренний рынок. Акцент сделан на деятельности Россельхознадзора, некоторые функции которого явно избыточны. Президент В. Путин предложил правительству РФ в срок до 15 февраля внести необходимые изменения в порядок проверки рыбопродукции, чтобы снизить административные барьеры при поставке ее отечественному потребителю. Ветеринарный контроль свежевыловленной рыбы, поступающей отечественному потребителю, излишен.
Известие из Москвы было положительно воспринято многими островными рыбопромышленниками и общественностью. Особенно впечатлили примерные расчеты, показывающие убытки рыбохозяйственного комплекса по Дальнему Востоку из-за чрезмерных административных барьеров. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, если суммировать оплату сертификатов здоровья, лабораторных исследований на всех этапах, убытки от задержаний и досмотров, простоев добывающего флота, получается сумма 3,6 млрд. рублей в год по стране. Естественно, эти расходы напрямую отражаются затем и на окончательной цене продукции на прилавках…
На взгляд А. Кобелева, поднимаемый вопрос не нов. Об излишнем ветеринарном сопровождении президент РФ говорил и в 2009-м, и в 2011-м годах, но воз и ныне там. Может быть, на сей раз правительство предпримет, наконец, необходимые меры? Многие сахалинские рыбаки сходятся во мнении, что чрезмерные административные барьеры для того и созданы, чтобы качать деньги с предпринимателей. Доходит до абсурда. Рыбак, поймавший горбушу, чтобы получить право продать ее сахалинцам, должен предоставить для различных анализов голову, икру, тушку, молоки, а также отходы переработки… Исследования могут длиться долгое время, продукция лежит, рыбак несет убытки, люди не получают свежую рыбу. Между тем известны факты, когда нелегальная икра и рыба без всяких анализов и задержек получали «зеленую улицу»… Почему сахалинскую официально оформленную продукцию могут запросто «тормознуть» во Владивостоке сотрудники того же ведомства, учинить досмотр, придраться к плохо читаемому трафарету или еще к чему-либо подобному? Партия продукции тормозится, сахалинскому рыбопромышленнику нужно бросать все дела, срочно лететь во Владивосток «договариваться». Затем продукция отправляется дальше, например в Москву. И на этом этапе ту же партию запросто могут «тормознуть», и снова нужно будет «договариваться».
– Такая схема действует годами, – считает А. Кобелев. – Никакой заботой о населении, о его безопасности тут и не пахнет, схема сугубо коррупционная. Или взять другой аспект: рыбаков, поставляющих продукцию на экспорт, обязывают оформлять российские сертификаты… Эти документы ни в Корее, ни в Японии никто не читает и всерьез не воспринимает. В этих странах свои требования и стандарты. Тогда зачем эта бумажная волокита, бесполезная работа и трата драгоценного времени? Только лишь контролирующему органу для отчетности, видимо, это и нужно. Между прочим, в Корее широко развита такая форма, как семейный бизнес. Небольшой пароходик выходит на рыбалку, ловит 100 – 200 килограммов рыбы и торопится к берегу. Тут же, на территории порта, рядом с современным мощным рыбным рынком, где есть холодильное оборудование, аквариумы и прочее, быстро разворачивается маленькая торговля. У бабушек свежайшая, только что выловленная рыба стоит 10 вон, а на большом рынке по соседству – 30 вон. Покупатель делает свой выбор. Опыт, достойный изучения и внедрения на Сахалине…
А. Кобелев полагает, что ветеринарный контроль нужен в море, для этого достаточно вспомнить практику советских времен. В начале путины контролеры, без привязки к конкретному предприятию, брали образцы для общего анализа, затем делали повторную проверку в середине путины и еще одну на финише кампании. Таким образом оценивалась безопасность рыбы во всем Анивском заливе или другой акватории. Почему сейчас такие сложности? При действующих условиях рыбаку гораздо легче отправить свою продукцию за границу без всякой нервотрепки…

кошка
Н. Лысяк так комментирует положение дел:
– «Янтарное» работает исключительно на внутренний рынок, выпускает 187 наименований продукции, в планах расширение ассортимента. У рыбоперерабатывающих предприятий Сахалина имеется множество проблем и помимо ветеринарного контроля. Например, промысловые суда, возвращаясь с уловом, не могут перегружаться в наших островных портах, идут во Владивосток. Приходится ехать в столицу Приморья, приобретать там рыбу и везти ее на Сахалин для переработки. А консервную банку приходится везти аж с самого Калининграда! Разве это нормально? И разве это не отражается на розничной цене? Но все эти трудности меркнут перед административными барьерами. Вместо того чтобы работать, внедрять новые технологии, приходится львиную долю времени тратить на утрясание разных вопросов с ветеринарной службой. Даже на переработку рыбных отходов требуется получить ветсвидетельство. Зачем это нужно? Отходы проходят термическую обработку, они не представляют никакой опасности! Получается, проще и дешевле их попросту закопать где-нибудь в кустах… У рыбопереработчиков не бывает выходных, тем более во время путины. А у ветеринарной службы в пятницу короткий день, суббота и воскресенье – выходные, в понедельник приходится подробно рассказывать, как и в каких условиях хранились образцы отходов все эти дни. Кому и зачем нужен такой контроль? У ветеринарной службы имеется масса других, более важных дел, пусть ими занимается. Тем более что контроль по своим линиям ведут и другие ведомства. Думаю, рыбопереработчики двумя руками за инициативу губернатора О. Кожемяко…
Участница обсуждения Л. Большедворская, работающая инженером-механиком технологического отдела рыбоперерабатывающего предприятия на Курилах, сообщила о действующей абсурдной практике – с острова Шикотан образцы для проведения ветеринарных исследований приходится доставлять в областную лабораторию, расположенную в Южно-Сахалинске. Причем отдельно по каждому виду рыбы: сайра, треска, камбала и далее – по всему ассортименту. Это головная боль для всех курильских рыбопромышленников.
Замначальника департамента потребительского рынка администрации Южно-Сахалинска И. Жирова вкратце сообщила о реализации проекта «Доступная рыба» в областном центре.
Проект стартовал летом нынешнего года. В нем уже участвуют 42 торговые организации, которые реализуют рыбу по доступным ценам в 54-х магазинах на всей территории городского округа. Торговая надбавка у них не должна превышать 15 процентов. Ведутся переговоры еще с полусотней магазинов, готовых присоединиться. Основным поставщиком продукции розничным предприятиям торговли является оптово-распределительный центр ООО «Промышленный холод». Все участники проекта заключают с этим центром договоры на централизованную поставку мороженой рыбы. Для расширения ассортимента кое-что недостающее докупается у других поставщиков. Полная информация о проекте размещена на сайте администрации города. В октябре областное правительство приняло постановление, позволившее предоставить участникам, субъектам торговой деятельности, конкретные меры поддержки. А именно: возмещение затрат на приобретение оборудования, на уплату процентов по кредитам, на уплату лизинговых платежей. Городская дума Южно-Сахалинска установила коэффициент базовой доходности в размере 0,005, что подразумевает снижение размера соответствующего налога в 10 раз для предприятия розничной торговли. Уже с начала 2016 года все эти меры вступают в действие, и участники проекта смогут оценить их эффект. Кроме того, сейчас обсуждается дополнительная мера финансовой поддержки в виде снижения ставки земельного налога. Имеются уже некоторые первичные итоги: магазины, включившиеся в проект, отмечают увеличение объемов продаж до 40 процентов в связи с понижением цен на рыбную продукцию в пределах 20 – 37 процентов…
Подводя итоги круглого стола, С. Адрова призвала общественность и в других муниципальных образованиях обсудить затронутую тему и оказать поддержку важной губернаторской инициативе. В декабре планируется вновь вернуться к обсуждению, но уже на более высоком уровне, в общественной палате при областном правительстве, в рамках общественно-государственного сотрудничества.

Если вам понравилась новость, поделитесь с друзьями ссылкой в соцсетях. Спасибо!