Неоднозначность: Свободный порт Владивосток — в зоне некомфорта?

Отношение предпринимательского сообщества к законодательным новациям РФ: Свободный порт Владивосток, ТОРы — неоднозначно. Мнения разделились. Что не устраивает существующий бизнес Приморья? Чему так радуются молодые предприниматели? В вопросе разбиралась журналист Нателла Терещенко

Адаптация: как долго?

В ходе неформального опроса ряда предпринимателей Приморского края выяснилась парадоксальная ситуация: успешный, существующий десять и более лет бизнес — сопротивляется, тогда как вновь создающийся молодыми людьми, часто без опыта — воспринял ТОРы и статус свободного порта — с большим воодушевлением, как шанс лично для себя.

Эксперты диагностируют, что местное бизнес-сообщество Приморья находится в состоянии адаптации к изменениям в деловой среде региона. Кто-то занял выжидательную позицию, другие наоборот активно разрабатывают свои проекты, стремясь быстрее занять «нишу» на рынке. Активное обсуждение конкретных продуктов, которые подготовило Минвостокразвития, перетекает в обсуждение более глобальных процессов, происходящих на рынках АТР и России.

Как известно, вступил в силу ФЗ «О свободном порте Владивосток» 12 октября 2015 года, безвизовый режим на 8 дней для иностранных граждан «включат» с 1 января 2016 года. ФЗ «О территориях опережающего развития» вступил в силу 30 марта 2015 года.

Активное обсуждение конкретных продуктов, которые подготовило Минвостокразвития, перетекает в обсуждение более глобальных процессов, происходящих на рынках АТР и России.

Позитив: перемахнули через барьеры

Из позитивных моментов отмечается скорость разработки законопроекта «О свободном порте Владивосток», его прохождение по бюрократическим инстанциям. Как известно, закон вступил в силу через 10 месяцев после предложения президента России придать Владивостоку новый статус во время оглашения Послания Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.

Предприниматели отметили в качестве позитива широкое обсуждение проекта, документ прошел несколько круглых столов, дискуссий, публичных слушаний во Владивостоке и нулевое чтение в Госдуме РФ. Было внесено множество дополнений, содержание документа было изменено на 2/3 первоначального варианта. Общественных формирования предпринимателей «Деловая Россия» и «Опора России» приняли активное участие в доработке и правке законопроекта. В результате, внесены  изменения в критерии отбора резидентов Свободного порта, что расценивается положительно. Министерство по развитию Дальнего Востока, как разработчик проекта снизило обязательный объем инвестиций в 10 раз. И нижняя планка в 5 млн рублей в течение 3 лет стала вполне приемлемой для малого бизнеса с небольшим оборотом.

СпВ — это «окно возможностей»

Как прокомментировала Любовь Терендина, предприниматель, бизнес-консультант и бизнес-психолог, открываются новые возможности для ведения бизнеса на территории Дальнего Востока. Только от конкретного предпринимателя зависит: как воспользоваться «открывшимися для всех дверями в ТОРы и порто-франко». Предпринимательскому сообществу Приморья необходимо встроиться в предлагаемые условия. Стать резидентом Свободного порта Владивосток, получить преференции и льготы, заработать средства и сложить их в развитие Дальнего Востока. Минвостокразвития, как разработчики этого статуса свободного порта Владивосток, выполнили свою часть важной чиновничьей работы. Дело — за бизнесом.

По мнению международного инвестиционного консультанта, предпринимателя Павла Маракулина, Свободный порт Владивосток это плюс в развитии Дальнего Востока. Плюс в законотворческой работе, пока все преференции на бумаге и нужны первопроходцы. Очевидно, что практика заставит разрабатывать регламенты и подзаконные акты, чтобы полностью отразить суть новаций.  Ощутимые для приморцев изменения произойдут в области внутреннего туризма, люди больше будут отдыхать в Приморье, используя вновь созданную инфраструктуру.

Нужны истории успеха

По мнению Виталия Веркеенко, генерального директора ГК «Сумотори», задекларированные в законе о Свободном порте Владивостоке преимущества не подкреплены реальными историями успеха. Как только местное сообщество увидит реальные выгоды проекта СпВ, охотно вступит в резиденты порта и развернет бизнес на территории ТОРов.

Надо отметить, что «Сумотори» довольно успешно собирает японские автомобили на территории Приморского края и продает, без особой рекламы и пиара своей деятельности. В то время, как подобное предприятие «Соллерс» так и осталось «отверточным» производством, несмотря на громкие политические заявления и пиар-кампанию.

Виталий Веркеенко считает, что закон о СпВ  будет работать не совсем эффективно, но Минвостокразвития нужно в сотрудничестве с предпринимательским сообществом Приморья совершенствовать его и довести важный для региона проект «до ума».

Неоспоримым преимуществом закона о Свободном порте Владивосток председатель Общественного совета предпринимателей Приморья Юлия Пак и туроператоры, которые спешно перестраивают бизнес на въездной туризм, считает упрощенный визовый режим на территории порта. Ассоциация рестораторов и оттельеров ожидает всплеск въездного туризма в Приморье из стран АТР уже в начале 2016 года.

Малый, местный — обидели?

Из проектов министерства по развитию Дальнего Востока «выпадает» малый бизнес, такое мнение довольно широко представлено в Приморском крае. Свободный порт Владивосток и ТОРы рассчитаны только на крупный «приезжий» бизнес, предположительно московский.

Для частного предпринимателя в Приморье с оборотом 3 млн рублей в год, а это, например, выращивание и продажа цветов, статус Свободного порта Владивосток — ничего не дает либо его представители не знают как в него встроиться.

Малый бизнес Приморья остро нуждается в лизинговом кредитовании для поставок оборудования и развития производства. Было бы хорошо это отразить в законопроектах. Статус свободного порта дает возможность ввозить для использования на территории порта без пошлины оборудование и комплектующие.

Средний и особенно малый бизнес Приморья ощущает несправедливость в отношении своего сообщества. Об этом много говорилось на стадии обсуждения законопроекта. Представители «Опоры России» вообще сначала встретили новации «в штыки». И ощущение несправедливости — осталось до конца 2015 года.

В Уссурийске на встрече предпринимателей более ста владельцев частных бизнесов выразили недовольство законопроектом о Свободном порте Владивосток и прямо заявили, что СпВ создается для московского избранного бизнеса, приближенного к правительству. А местным придется подвинуться на рынке.

Что не учли, а должны были…

Те, предприниматели, которые работают несколько лет или десятков лет, на старые компании оформили землю, взяли лицензии, раскрутили свои бренды, они обременены кредитами, долгосрочными обязательствами разного уровня. Им статус Свободного порта — не нужен. Чтобы стать резидентом СпВ и получить льготы по налогам, преференции по таможне и пограничному контролю, безвизовый въезд иностранных, надо зарегистрировать новое предприятие и раскручивать его, что заставляет владельцев выходить из «зоны комфорта».

Объем инвестиций: не менее 5 млн рублей в течение трех лет,  — не такая уж большая сумма для приморского предпринимателя. Малый бизнес мог бы получить ее в качестве льготного кредита под 10 процентов годовых. Однако, банки в кризисный период не дают кредит под такие проценты. В настоящее время существует практика кредитования малого бизнеса на развитие в пределах 22 — 36 процентов годовых и стопроцентный залог имущества или земельных участков.

Бизнес резидента Свободного порта ограничен разрешенным в законе видами деятельности, что также сужает список потенциальных резидентов.

В Приморье по факту свернуто производство как таковое, все, что осталось от советских времен окончательно перестало функционировать. Экономические предпосылки сформированы были за 20 лет реформ таким образом, что в Приморье процветает торговля, причем по серым схемам. А торговля из тех видом деятельности, что оставлена за рамками статуса СпВ.

Кто будет «в шоколаде»?

Есть такое мнение, что Корпорация развития Дальнего Востока, как управляющая компания на территории Свободного порта Владивосток, монетизирует свои политические преференции. Как акцентировали представители бизнес-сообщества, зарегистрировано всего два резидента Свободного порта Владивосток: «Тихоокеанская инвестиционная компания»  и транспортно-логистический комплекс «Янковский». На первом заседании Наблюдательного совета, которое состоялось 21 октября 2015 года.

ТИК в Славянке собирается строить гостиницу в 5 звезд на 182 номера с объемом инвестиций в 5 млрд рублей. Есть мнение, что деньги дают китайские инвесторы на строительство терминала в порту Зарубино, для поставок в РФ ширпотреба. В обратном направлении пойдут лес, металл и другие сырьевые ресурсы.

Транспортно-логистические коридоры Приморье-1, Приморье-2 и планируемый Приморье-3, для транзита грузов из АТР на территорию Китая — не слишком региону нужны. Они создадут единицы рабочих мест, прием и перевозка контейнеров, зато нанесут вред экологии Приморья. Что такое производят в Приморье, что необходимо поставлять и выгодно продавать в КНР?

Проект Приморье-3, вообще, некоторые бизнесмены считают монетизацией своей должности нынешним главой города Владивостока.

Проект Свободный порт Владивосток должны были разрабатывать не чиновники, пусть даже самые продвинутые и креативные, а сообщество местных предпринимателей, чтобы он получился таким, как надо для территории, а не для «приезжего бизнеса».

По большому счету нужна Комплексная государственная программа по развитию Дальнего Востока, которую разработали бы ученые-экономисты. Последний раз она разрабатывалась в 1997 году, но внедрить ее не удалось из-за кризиса 1998 года.

Автор статьи — журналист Нателла Терещенко

Если вам понравилась новость, поделитесь с друзьями ссылкой в соцсетях. Спасибо!